На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Vsevolod
    Я теперь спать не буду ночами. Вот, только, узнаю, кто это такая, и сразу начну горевать!Лобода заявила, ч...
  • Владимир Вечтомов
    А почему не с мужиками?😊Цискаридзе тайно ...
  • Александр Ермак
    А какое его собачье дело, кто и что нам передаёт?Салливан бездоказ...

Топтание на месте или шаг к потеплению: Россия и Грузия возобновили диалог по острым вопросам

Представители России и Грузии провели онлайн-встречу, обсудив несколько вопросов по двустороннему и региональному сотрудничеству. Удалось ли хоть о чем-то договориться, читайте в материале колумнистки «ПолитЭксперта» Ирины Инашвили.

После холодной войны между Москвой и Тбилиси, начатой в свое время экс-президентом Грузии Михаилом Саакашвили, стороны не раз предпринимали попытки к сближению. Первые шаги были сделаны благодаря переговорам в «пражском формате», которые инициировал в 2012 году учредитель ныне правящей «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили. С тех пор открылось авиасообщение, стали более интенсивными автомобильные перевозки, Россия заняла первые позиции по экспорту из Грузии, возобновились культурные связи. Но к восстановлению дипломатических отношений, разорванных после войны 2008 года и признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, стороны продвинуться не смогли. После каждой новой «пражской» встречи официальные сообщения резко разнились по тону и содержанию. Так вышло и в этот раз.

Надежды России и тревоги Грузии

Переговоры российского сенатора Григория Карасина и спецпредставителя премьер-министра Грузии Зураба Абашидзе прошли 24 ноября по видеосвязи. По оценке МИД России, это был «предметный разговор по актуальным вопросам практического взаимодействия». Красин выразил надежду, что после недавних выборов внутриполитическая ситуация в Грузии стабилизируется, прекратятся антироссийские «проявления», будут созданы «условия для возобновления процесса нормализации отношений». По мнению сенатора, стороны способны «находить взаимопонимание даже по чувствительным вопросам». В качестве примера он привел недавнюю поездку паломников из Северной Осетии на расположенные в Грузии родовые захоронения.

Грузинская сторона по итогам встречи предпочла «заострить внимание» на сложной ситуации в Абхазии и Цхинвальском регионе (Южной Осетии). Как сообщила пресс-служба Правительства Грузии, Зураб Абашидзе упомянул о «нарушениях прав человека» и выразил тревогу в связи «растущей милитаризацией» регионов.

«Тайное» совещание и просроченные договоренности

Подняли стороны и вопрос о реализации межправительственного соглашения десятилетней давности: еще 9 ноября 2011 года Москва и Тбилиси решили создать механизм таможенного администрирования для контроля за движением грузов через Абхазию (на реке Псоу) и Южную Осетию (у Рокского тоннеля). Россия в свое время подписала этот документ в рамках переговоров по вступлению в ВТО. Грузия сформулировала тогда свои требования в виде полного контроля за передвижением грузов. Карасин и Абашидзе «выразили готовность содействовать имплементации соглашения» в рамках совместных рабочих групп. Насколько еще затянется этот вопрос, остается только гадать.

 

Обсудили также возможность улучшения перевозок через межгосударственный автомобильный пункт пропуска «Верхний Ларс — Казбеги». По информации МИД России, 28 октября по этому вопросу прошло рабочее совещание, а в ходе видеоконференции стороны «с удовлетворением отметили итоги» и решили «продолжить координацию шагов по улучшению транспортного сообщения». А вот пресс-служба грузинского правительства ни словом не обмолвилась о совещании в октябре. Хотя это неудивительно: любые действия Тбилиси, не укладывающиеся в диктуемые Западом рамки, воспринимаются в Грузии как пособничество «враждебному» соседу и отклонение от курса на интеграцию с ЕС и НАТО.

Два подхода к формату «3+3»

И еще один вопрос, по которому стороны не нашли общий язык, — инициатива создания «платформы шести», выдвинутая Турцией вскоре после 44-дневной карабахской войны и позже преобразованная Россией в формат сотрудничества «3+3».

По информации МИД РФ, Карасин обратил внимание на открывающиеся для Грузии «возможности по разблокированию транспортных коммуникаций и экономических связей». Но на предложение обсудить детали Абашидзе ответил категорично.

«Вопрос участия в данной инициативе грузинская сторона не рассматривает», говорится в сообщении пресс-службы Правительства Грузии.

Попытки вовлечения Тбилиси в этот формат предпринимает и Анкара. Но власти Грузии с оглядкой на Запад и оппозицию дают ответ — пока Россия не пересмотрит свои позиции по независимости Абхазии и Южной Осетии, ни о каких совместных альянсах не может быть речи.


Читайте по теме: Южная Осетия сделала еще один шаг навстречу России


Под чутким надзором Запада

Обе стороны отметили положительную динамику в торгово-экономических отношениях. Правда, привели разные данные. По информации Абашидзе, торговый оборот между двумя странами в январе-октябре 2021 года составил 1 млрд 294 млн долларов США, что на 21,9% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Карасин сообщил о росте внешней торговли за январь-сентябрь на 12,6% и назвал сумму в 981,8 млн долларов, отметив рост экспорта из Грузии в Россию на 35,6%. Интересно, что данные грузинской статистической службы за январь-сентябрь несколько выше. Так или иначе, важно другое: несмотря на политические разногласия, Москва остается для Тбилиси одним из главных торговых партнеров.

В отношениях между Москвой и Тбилиси вообще многое не укладывается в рамки. С одной стороны, российские компании успешно работают в Грузии, Россия для Грузии — один из самых крупных рынков и доноров в сфере денежных переводов. С другой стороны, в прозападном обществе и слышать не хотят о восстановлении с соседом дипотношений для полноценного сотрудничества по всем направлениям. Любые попытки выразить протест против этого встречают жесткое осуждение со стороны оппозиции и зарубежных кураторов.

Еще до прихода к власти «Грузинской мечты» Иванишвили обещал, что эта сила нормализует отношения с Россией. Но дальше экономики, культуры и транспорта нормализация не зашла. Оппозиция и ее влиятельные кураторы этого не допускают, и все переговоры между двумя странами превращаются в топтание на пустом месте.

Примечательно, что недавно в Грузии зародилось новое «Консервативное движение», лидеры которого обвинили власти в нерешительности. По их мнению, решить главную территориальную проблему Грузии можно только в диалоге с Москвой. Впрочем, Минюст регистрировать партию отказался: в силу ее пророссийской направленности. А в условиях непрерывных протестов, которые потрясают страну из-за ареста Саакашвили, «Мечта» и вовсе не рискнет делать какие-либо шаги к нормализации отношений.

Читайте также: 

«Согласовано с Западом»: оппозиция Грузии готовит новую революцию после провала на выборах

Годовщина войны в Южной Осетии: Грузия и Запад озвучили претензии в адрес России

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх